Статьи

Статья А. М. Лихницкого "О роликах и пружинках"

А. М.Лихницкому
Все мозги разбил на части,
Все извилины заплел...
В. Высоцкий
О роликах и пружинках
Уважаемый Анатолий Маркович!
Насколько я понял, ваша новая статья ("Хай-эндмертв...") и оказалась тем самым долгожданным продолжением "Истории говорящих машин". Правда, получилось не совсем то (что мы ждали): первая часть была в значительной степени технической, а вторая оказалась больше идеологической, что весьма выразительно проиллюстрировано картинками. К тому же мысль о том, что прогресс аудио на протяжении последних десятков лет - это на самом деле регресс, я уже встречал в Ваших прежних статьях ("Как услышать то, о чем мы рассказываем" и прочих). Правда, это было давно, так что повторить стоило (тем более - с иллюстрациями самого Босха).
Но вот какие технические детали остались мне неясны.
1. Вы пишете (вскользь), что применениепассиковогопривода и тонарма с противовесом оказалось пагубным (для воспроизведения музыки). Я не хочу подвергать сомнению это утверждение, но просто хочется узнать: как давно Вас настигло это озарение и почему Вы раньше ничего об этомнесообщали? К тому же некогда предложенная Вами модернизация проигрывателя ("Электроника Б1-01") содержала и то и другое (?).
Вот и Р. И.Пашаринв прошлогоднем цикле поучал: пассик - это царь и Бог и т. п. Все ведь настолько помешались на пассиках, что и проигрывателиCDтеперь - с гордой надписью "belt drive" во всюморду! А тонармы с противовесом... разве бывают другие? (Да, вспомнил, бывают -тангенциальные.)
В конце-то концов - как жедолжно быть?Неужели вместо пассика - ролик (как у "Garrard”)?А тонарм-с пружинкой? И, естественно, -почему?
2. Вы пишете, что ученые-немцы создали в 30-х годах XX века электроакустический рай. И вновь опускаете много подробностей. Они уже применяли в то время электрические проигрыватели грампластинок? Какие иглы они использовали - деревянные или "каменные" (алмазные, корундовые)? На основании косвенных данных (в Вашей статье о фирме ''Telefunken" идет речь о головке "Siemens" тех времен) можно сделать вывод, что они использовали корундовые игды. Так как же это повлияло на воспроизведение музыки - пагубно или нет? Попытаюсь на пальцах интерпретировать изложенное Вами в статье "Пять остановок на пути кремастерингу": виниловая пластинка - мягкая, алмазная игла - твердая, твердое по мягкому - это хорошо; шеллачная пластинка – твердая, деревянная игла - мягкая, мягкое по твердому - тоже хорошо; алмазная (корундовая) игла по шеллачной пластинке - твердое по твердому - плохо, потомучтополучается по сути стеклорез. Плюс трудность согласования угловых параметров иг­лы и канавки. Так ли уж безоблачно было внемецкомаудиораю?
3. Поправка. В Вашу статью о проектировании комнаты прослушивания вкралась неточность. Вы пишете:
"...k- волновое число,k=c/ф…"
Наоборот – k/c, где
ф - круговая частота, рад/с; 
с—скорость звука (в воздухе), м/с; 
размерность "k" получается [рад/м], и под знаком синуса оказывается "kdс размерностью [рад], а не [м2/рад], что выглядит несколько странно.
Анатолий Маркович, я очень не хочу, чтобы Вы восприняли все вышеизложенное как ехидное подковыривание. Просто до последнего момента идеалом "хай-эндного" проигрывате­ля мне казался "KuzmaStabis": жесткая конструкция бескорпусного типа, вынесенный блок питания и т. п.Но:пассик(виброразвязка. однако) и противовес, зато какой! Его центр тяжести расположен так, что тонарм имеет всего одну точку опоры (рубиновый подшипник, все дела). И тут - такие заявления с Вашей стороны. Обидно, понимаете ли. Теперь яне знаю, как(DONT,так сказать,knowhow).Да и много кто еще пребывает в таком же недоумении. Так что давайте, выкладывайте.
С надеждой, что святые тайны аудио будут открыты прогрессивной общественности
П.Марутенков,Оболенск

Вы действительно правы. Статью "«Хай-энд» умер, да здравствует «хай-энд»" (см. "АМ" № 1 (36) 2001, с. 135-140) можно считать продолжением истории говорящих машин,но с некоторой натяжкой. Почему так получилось? - на это есть свои причины. Например, в процессе работы над продолжением этой истории передо мной вдруг открылась адская пропасть, в которую устремилась аудиоиндустрия после ухода Берлинера из пластиночного бизнеса. Мне стало ясно, что его дело оказалось в руках бездарных авантюристов, которые, как ткачи из сказки про платье голого короля, в течение 70 лет создавали видимость того, что прогресс в области звукозаписи и звуковоспроизведения действительно существует. И я задумался, а стоит ли копаться во всем этом грязном белье. К тому же если бы я взялся расписать в подробностях постберлинеровскую историю, то для ее иллюстрации не хватило бы картин Босха. Последнее оказалось, пожалуй, главной причиной того, что я так неожиданно завершил историю говорящих машин коротким очерком "«Хай-энд» умер...". Теперь отвечу на Ваши вопросы.
1. Вы правильно расшифровали вскользь брошенную мной реплику. Действительно, роликовый привод диска и тонарм с пружинкой вместо противовеса являются наилучшими техническими решениями среди возможных. Свое утверждение я обосную ниже, а пока расскажу о том, почему аудио индустрия прошла мимо этих, с моей точки зрения прекрасных, технических решений.
Для начала вспомним, что в своем первом граммофонеБерлинериспользовалпассиковыйпривод (см. рис. 5 в журнале "АМ" № 4 (33) 2000, с. 82). Тогда эта идея не считалась оригинальной, так как в подавляющем большинстве машин того времени применялся ременной привод. ОднакоБерлинер, по невыясненным причинам, от ременного привода сразу отказался. Следующий сконструированный им вместе сЭлриджемДжонсоном приводной механизм был похож на большие часы. Вращение грампластинки в нем осуществлялось мощной спиральной пружиной через систему шестеренок. Одна из них вращала ось поворотного диска, на котором лежала грампластинка, а другая, со скошенными зубьями, через червячный вал раскручивала механический так называемый эксцентриковый стабилизатор частоты вращения.
Пружинный привод без каких-либо существенных изменений конструкции в течение 40лет применялся сначала в граммофонах, а позднее даже в электрофонах. Таким приводом был оснащен и портативный граммофон (модель102),разработанный фирмой "HMV" в начале30-х годов.
Ятщательно исследовал механическиепараметры этого привода и, к моему удивлению, не нашел в нем недостатков. Уровень детонации и создаваемого рокота у него оказался ниже порога восприятия, а сползание частоты вращения при установке на грампластинку стограммовой мембраны не превышало 0,5%.
Главным недостатком пружинного привода считалась его ручная "подзаводка", которая требовалась после проигрывания каждой стороны грампластинки. Именно этот недостаток в середине 30-х годов стал причиной радикального усовершенствования этого механизма. Тогда вместо пружинного узла в нем появился асинхронный электродвигатель, ротор которого вращал упомянутый механический стабилизатор, а через червячную передачу - ось поворотного диска.
Автор этого усовершенствования мне неизвестен, известно только то, что многие крупные фирмы, включая "Telefunken" и "Siemens",вляпалисьв это техническое решение. Дело в том, что разработчики проигрывателей и в первую очередь их потребители столкнулись с совершенно новой проблемой - низкочастотным гулом, так называемымрокотом.Рокот этот почему-то прослушивался только в проигрывателях, оснащенных электродвигателем. Конечно, специалисты и тогда понимали, что причиной слышимого рокота являются вибрации электродвигателя.

Источник: shabad.ru
http://arch.ksys.ru/lihn.html
Оцените статью:
Поделиться:

Похожие публикации:

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив