Операционные усилители для звука в усилителях
- Неплохие из дешевых 2х канальные ОУ: AD823ANZ (Входной каскад на полевых транзисторах, 16 МГц)
AD823A является усовершенствованной версией микросхемы AD823. Сравнение параметров
- Вроде не плохие ОУ из дешевых: Burr-Brown OPA2134PA. OPA2132PA еще лучше, но вроде оба уступают AD823ANZ
- Более дорогие и качественные: Burr-Brown OPA627BP и Texas Instruments LME49990MA.
- АД747, АД811, АД8099 - отличные оперы. но ставить их надо в совершенно разных местах. http://forum.vegalab.ru/showthread.php? ... post784744
- AD8510BRZ - не известно
Посоветуйте Импортный Высококачественный Малошумящий Оу Для Активного Фильтра
Описание впечатлений об операционных усилителях
Чуть добавил по оу из того что слышал)
1.LT1498-имеет высокое соотношение сигнал-шум, придаёт звуку цифровых устройств аналоговость, немного выделяя вокал, прекрасный ОУ, музыкальный. Сейчас в уан в ток-напряж и буфере
2.AD845 -этот оу создаёт пространство или как говорят аудиофилы строит сцену, лучший из AD слышимых мной.
3.Lm49990- звук не до конца аналитичен,но точен и приятен, небольшой недостаток легковесный бас.
4.opa1612- малошумный оу, почти что точный ровный звук с небольшим креном в басовый регистр, собранные ВЧ. Всё хорошо но из-за высоких характеристик хочется вкусовщины
5.OP27- находка среди винтажных оу. Жирный конкретный звук. Приятный на слух. Красиво звучит бас, вокал и середина. Немного теряются детали, не такой малошумный как новые ОУ. При этом ставился в SONY Es-серий.
6.OPA627- хороший оу без видимых недостатков. Приятен на слух. Имеет множество модификаций и подделок.
По поводу сего чуда в усилителях мощности - ей конкурентов практически нет в плане мизерных входных токов и его дрейфа, и достаточно мало в плане искажений и Кус.
Т.е. если вход уся делать на ней, интегрировать ее вместо классического диф.каскада, то возможно отказаться от применения кондюка в цепи ОС. Без всяких интеграторов. У Lynx есть вариант уся на ней, Lynx5, обещал выложить, когда время появится.
И здесь проскакивали ссылки на еще одну схемку на ней, та которая в основу Lynx5 положена, от голландцев, и тоже Lynx называется.
Если опер этот там поменять на что нибудь другое, то огребем проблемы с постоянкой на выходе, увеличением искажений, или еще какаой фигней.
Да и еще, совокупность параметров 627 как нельзя лучше подходит для применения ее в интеграторах.
7.LT1364- со своим подчерком, немного выделяет середину,ничего плохого и не скажешь. Очень универсален в любой позиции.
8.AD826-это оу тоже неплохо строит сцену, но доволи таки сильно красит звук, после AD845 это было второе лучшее, что я слышал от AD.
9 AD8066-интересный оу с проваленной серединкой, но звучит в целом неплохо, уши от него не болят.
10.AD823-распиаренный прибор от AD. Псевдомягкий ватный звук, вроде уши не болят, но неприятное послевкусие присутствует.
11.OPA2132-как ни странно имеет право на жизнь в уане на RCA в связке 1498-1612-2132. Ясный лёгкий, немного резкий звук, даволи линеен. Разных годов выпуска по-разному звучат плюс китайские подделки.
12.TL071-старый моно оу, мне нравиться его приукрас вокала, потому старые CD-юки и звучали душевно).
13.TL072-cдвоенная версия 071, как и все сдвоенные версии звучит чуть хуже,но вокал просто супер. Современного производства TL-ки звучат хуже.
14.Lm6172-Быстрый, звук немного упрощён, хорошо звучат щипковые, в народе его назывют ясным, по мне ничего особенного.
15.OPA2134-Не хочу говорить ничего плохого, но приятных ощущений оу не вызывает, размазанный звук одним словом.
16.AD797-вроде оу с нацелом на нейтральный звук, но звук при этом не аудиофильский. Но в связке с другими оу отличный результат. Хорош в комбинациях с 1498(1498-797-4990 или 1498-845-797)
18.TL082-дешёвый оу, его звук называют блюзовым, доволи шумный, хуже tl072.
19.Lm833- старый оу, стоял в некоторых винтажных сидюках филипс, хоть и упрощённый но драйвовый звук, хорошая дешёвая замена 5532.
20.NE5532-современные шлак, старые от филипс и сигнетикс звучат получше.
21 LM4562-Стоковые оу асуса версии плюс , одним словом мне они не понравились, нету у этого оу вкуса звука, нет и всё.
Имеют очень низкий THD, малошумящие, работают на Ку=1 при неинвертирующем и естественно инвертирующем включении, стоят 1-2$, вот некоторые параметры
- Power Supply Voltage Range: ±2.5V to ± 17V
- THD+N (AV = 1, VOUT = 3VRMS, fIN = 1kHz):
– RL = 600Ω-2kΩ: 0.00003% (typ)
- Input Noise Density: 2.7nV/√Hz (typ)
- Slew Rate: ±20V/μs (typ)
- Gain Bandwidth Product: 55MHz (typ)
- Open Loop Gain (RL = 600Ω): 140dB (typ)
- Input Bias Current: 10nA (typ)
- Input Offset Voltage: 0.1mV (typ)
- DC Gain Linearity Error: 0.000009%
Посмотреть онлайн файл: Datasheet LM4562 lm4562.pdf
22.LM49720-Хоть многие и считают его ровным и нейтральным, но он приукрашивает, особенно склонен к музыке 70-ых.
23.LM49860- Яркий, утомляющий чтот-то среднее между 49720 и 49990
24.OP275- Вялый размазанный звук с псевдоламповым окрасом, не утомляет но надаедает.
24.AD711- Старый оу красящий звук, Синатра с ним звучит лампово и тепло, всё остальное так себе.
25.AD744- Очень комфортно звучит, хоть и скрадывает некоторые детали, кто хочет найти компромисс между детальностью и мясом-рекомендую.
https://sites.google.com/site/asusxonaressenceone/opisanie-vpecatlenij-ob-operacionnyh-usilitelah
Сразу отвечу на главный вопрос, возникший у вас, лучшего операционника не существует, существуют комбинации, в которых у каждого из них есть лучшая роль. Теперь немного подробней.
Первое, что координально влияет на звук операционного усилителя- это качество блока питания, с импульсным блоком питания ожидать хорошего звука можно только от медленных операционных усилителей со скоростью нарастания менее 9в/мкс, таких как ne5532, njm2068, njm4558, njm4560, op27, остальные более быстрые ОУ будут звучать слишком скучно и бледно. Плюс, как минимум, в таком блоке питания необходимы качественные конденсаторы Nichicon PW (так считаю не только я, но и инженеры компании Black Lion) .
Скорость нарастания сигнала - это параметр операционного усилителя равный окрасу звука в отношении к его детальности, другими словами чем ниже скорость, тем больше приятный транзисторный окрас и меньше детальность, и наоборот, чем выше скорость ОУ тем больше детальность и эффект 3D, но при этом звук становится сухой и стерильный. Потому такие производители студийного оборудования как SSL, Black Lion, Digidesign, AVID используют в своих приборах комбинации быстрых и медленных операционных усилителей, в таких комбинациях появляется звук достаточно детальный и при том яркий и живой.
ОУ на биполярных транзисторах звучат максимально детально, но при этом суховато. ОУ со входом на полевых тразисторах звучат менее детально но дают более "влажный" теплый звук. Это дает следующий принцип использования ОУ, нельзя использовать только ОУ на биполярных транзисторах или только ОУ c полевыми транзисторами на входе. Обязательно нужны комбинации, если вы ищете максимально крутой звук.
Вывод - все hi-end и студийные устройства высокого класса и качества звука с использованием ОУ строятся на сочетании быстрых операционных усилителей на биполярных тразисторах (со скоростью более 9) с медленными на полевых (со скоростью менее 9) либо наоборот на сочетании быстрых операционных усилителей на полевых транзисторах (более 20) с медленными на биполярных (менее 9).
Плюс к этому, среди равных, по звуку всегда победит устройство с более качественным блоком питания с хорошим трансформатором и качественными конденсаторами
ne5532 - по праву король среди операционных усилителей на биполярных транзисторах, за счет невысокой скорости 9в/мкс имеет не самую высокую детальность, и за счет нее же очень приятный транзисторный звук, дает хорошее усиление и звуковую картину прямо перед лицом, каждый элемент музыки крупнее и ближе к слушателю. Все это только при условии правильной схемы питания - двух электролитов не менее 100мкф с плюса и минуса питания на землю и трех керамических конденсаторов 0.1мкф с плюса с минуса на землю и между плюсом и минусом питания. В сочетании с операционным усилителем tl072 в качестве интегратора (dc servo) дает легендарный звук классических английских студийных консолей(микшерных пультов).
opa2134 (opa134) - горячо любимый многими операционный усилитель со скоростью 20в/мкс - его секрет это искажения в виде кучи гармоник на средних и высоких частотах, что в звуке очень теплая ламповая середина и верх, именно благодаря таким особенностям он дает то, что больше не сможет дать ни один другой операционный усилитель со схожими характеристиками, и именно поэтому его выбрали для своих приборов такие производители как Digidesign, AVID, Dangerous, Black lion. Отлично сочетается в последних интерфейсах Pro tools HD с интеграторами(dc servo) на медленных opa2227.
ada4627 - чистый как слеза младенца по звучанию быстрый 82в/мкс операционный усилитель с полевыми транзисторами на входе, есть небольшое ощущение стерильности звука в связи с очень большой скоростью, потому обязательно требует медленный интегратор (dc servo) на биполярных транзисторах со скоростью ниже 9в/мкс, к примеру такой как opa2227 .
opa827 - схожий с ada4627 ОУ, как по звуку, так и по характеристикам, отстающий по четкости и объемности, за счет низкой 28в/мкс скорости относительно ada4627. К преимуществам можно отнести работу с питанием до +-18В в то время как ada4627 работает только с напряжением питания до +-15В. Большинству тестирующих и использующих opa827 он кажется более скучным по звуку чем opa627(55в/мкс) и возможно это тоже связано с разностью в скоростях. На мой слух он тоже не выделился окрасом звука, дал небольшой (не особо усиленный) увлажненный но неокрашенный звук - если совсем коротко, то мне напомнил немного мутноватую версию ada4627.
ad8512- достаточно быстрый ОУ на полевых транзисторах со скоростью 20в/мкс, обладающий звучанием схожим с opa827 , возможно звук больше по ощущениям в размерах чем у opa827 за счет другой схемы построения и могу сказать что он довольно приятно увлажняет звук за счет построения на полевых транзисторах. Джим Виллиямс-гуру американского звукового студийного и hi-end приборостроения рекомендовал использовать его в роли интергратора (dc servo) при апгрейдах tl072 в студийном оборудовании и я последовал этой рекомендации- звук стал довольно четче и влажнее относительно tl072, но окрас явно убавился и надо думать как добавить окрас и что еще можно изменить в схеме. Ну, а чтобы вы окончательно поняли всю силу этого ОУ я добавлю, что он применяется в самом лучшем студийном ревербераторе нашего времени Bricasti M7.
lm6172(lm6171) - эталонный по детальности и четкости звука высокоскоростной 3000в/мкс операционный усилитель, создает максимальный 3d эффект требует обязательно качественного питания с танталовыми конденсаторами с плюса и с минуса на землю и не только(смотреть даташит), лучший вариант для выходных ОУ (выходного буфера) для всех аудио-устройств, конечно же имеет и недостаток в виде серьезного подсушивания звука и как я уже писал требует сочетания с медленными ОУ (интеграторами (dc servo) либо в других комбинациях), желательно со входом на полевых транзисторах, типа tl072 или tl032.
ths3111 - схожий с lm6171 высокоскоростной ОУ 1300в/мкс, уступающий ему в скорости, и по этой же причине уступающий в детальности и объему звучания. Именно этот операционный усилитель используется в качестве предусиливающего сигнал непосредственно сразу с выхода чипа DAC в интерфейсах Digidesign 192io (да, у меня есть схема и сам интерфейс) программно-аппаратного комплекса Pro-tools HD.
opa2227 - антипод lm6172 самый медленный 2в/мкс и потому самый красочный и яркий окрашенный ОУ c большим звуком и потому по праву считается одним из лучших ОУ для применения в качестве интегратора (dc servo) со многими быстрыми ОУ со входом на полевых транзисторах, такии как ada4627, opa2134, opa134, opa827, opa627.
opa1611 - достаточно свежий ОУ, активно тестируемый всеми кто не боится SOIC пайки, в сравнении с ne5532 более детальный, с меньшим усилением и без эффекта приближения как у 5532 однако сразу дающий увидеть все отражения ревербов, все мелочи эффектов и даже искажения и косяки записи, не так остро как с lm6172 но уже намного четче, естественно скорость 27в/мкс так же дает и явный недостаток - звук бледный, стерильный, без окраса, поэтому без интегратора(dc servo) типа tl032 этот ОУ не будет вам приятен, он будет детальный и аналитичный, но скучный, и только медленный ОУ с полевым входом сможет вдохнуть в него жизнь. В моей консоли с ролью интегратора хорошо справился и старый добрый tl072 с 13в/мкс, но все же более медленный ОУ будет предпочтительней. Плюс забыл добавить что opa1611 ощутимо добавляет бас в сравнении с ne5532 и отдаляет вокал.
tl072 - это не на шутку мультиплатиновый ОУ в роли интегратора(dc servo), используемый даже во всех других возможных ролях в консолях Soundcraft, Allen & Heath и великих SSL. Почему другие роли ему плохо подходят? Ну в наше время он звучит прямо скажем также приятно насколько и огромно и настолько же мутно. Это реально большой влажный теплый но мутный звук (так как ОУ не самый быстрый 13в/мкс и к тому же с полевыми транзисторами), поэтому он идеально дополняет более менее детальные несильно быстрые ОУ на биполярныхх транзисторах, и идеальной парой для него будет ne5532, неплохо как я говорил он работает с моими opa1611 и opa211 добавляя красок и габаритов к их детальности. Практически аналогом tl072 является lf353 как по характеристикам так и по звуку, но lf353 предназначен для стабильной работы на +-18вольт, а tl072 на +-15вольт.
tl032 - максимально красящий яркий медленный 3-5в/мкс ОУ, используемый в роли интегратора(dc servo), в большинстве современных студийных устройств SSL. Для меня это максимально понятное описание.
opa2604 - недооцененный многими операционный усилитель с полевыми транзисторами на входе, и в тоже время дающий увлажненный достаточно четкий звук, при наличии в питании конденсаторов аналогичных в описании ne5532, среди западных профи считается одним из лучших для применения в роли I/U. Активно используется в студийных приборах и пультах SSL в этой самой роли преобразователя ток/напряжение начиная с консоли SSL9000.
lme49710(lme49720) - цена 2-3$ быстрый прецизионный ОУ (20в/мкс), широко применяемый для апгрейда ne5532 или в комбинации с ним. В комбинации с ne5532 используется во многих современный аудиокартах типа ASUS Essence STX II, где медленный ne5532 используется для того, чтобы задать окрас и приблизить(увеличить) звук а lme49720 для ускорения звука и хорошего звучания высоких и большей живости, естественно так как оба этих ОУ на биполярных транзисторах то звук суховат и большинство тех кто начинают заниматься апгрейдом этих карт меняют lme49720 на opa2132 или opa2134. В студийной технике lme49720 успешно применяется в новых моделях студийных консолей audient , а чтобы звук не казался суховатым от их скорости (и биполярных транзисторов на которых выполнены lme49720) в этих консолях он используется на пару со входными аудиотрансформаторами дающими хорошую долю сатурации и гармоник. Очень важно знать, что звук этого ОУ, как и у многих других скоростных, вам точно не понравится если забудете поставить в питание с плюса и с минуса на землю электролиты от 10мкф и более, либо если они заранее не будут предусмотрены в устройстве где вы планируете апгрейд- это прописано в даташите(паспорте) ОУ.
https://arcadiy.proКачество ОУ и Апгрэйд СД проигрывателей на audioportal.su